Модерн в искусстве четко выражается именно в танце, в стиле с ярким названием «модерн».
Танец – это в первую очередь искусство глубокое и трепетное, тонкое. Это самовыражение, открытость, легкость и свобода. Это невероятная эстетическая философия движений. Философия человеческого тела и души. Еще с древних времен человек находит в танце что-то сокровенное, помогающее открыть себя как самому, так и окружающим. Используя невероятную способность тела двигаться в такт внутренних эмоций, в танце можно выразить все: любовь, страх, грусть, отчаяние, счастье. Дать почувствовать настоящую свободу каждой мышце, отпустить себя, преодолеть комплексы и скованность, отдаться полностью во власть стихии танца. Но еще есть понятие стиля и техники, поэтому добиться описанного эффекта достаточно сложно, но реально с помощью стиля с названием «модерн».
Танец в стиле модерн на английском языке звучит как contemporary dance и обозначает направление в искусстве танца, которое сформировано на базе европейской и американской культуры, отличается разнообразием техники и допускает элементы собственной креативности в танце. Используя модерн как направление, танец является способом работы над телом, отличной возможностью сформировать индивидуальный язык для самовыражения через хореографию. Это современный танец. И потому он требует соответственного направления в сторону развития, открытия нового в себе и в танце, предполагает проведение определенных исследований, так как предусматривает знания о человеческом теле, его возможностях.
Modern dance в своей основе базируется на движениях тела, которые обязательно должны быть естественны. Он направлен на преодоление зажимов, напряжений, социальных и собственных стереотипов, на осознание своего собственного тела, способности им легко управлять и владеть в психосоматическом смысле. В этом танце нет места понятиям, присущим классическому виду танца, это совершенно новая и другая стихия – зачастую босиком, не исключая партерную технику. Здесь нет смысла говорить о каком-нибудь консерватизме, клише, строгих правилах. Здесь – целый спектр элементов для выражения. Это есть положительным моментом для людей, например, которые, только уже достигнув взрослого возраста, начинают танцевать и не отвечают определенным критериям, скажем, для балета, классических направлений в танце. Самый оптимальный, демократический и очень популярный танец – это контемп, где самовыражение стоит на первом месте.
Когда тело по инерции ищет нужные необходимые движения, выбирает самые комфортные для внутреннего состояния. В такой обстановке обычно человек без малейшей доли сомнения, неосознанно забывает, что чего-то не умеет, боится или не знает. Лишь музыка, мощный внутренний настрой и тело как идеальный инструмент для достижения непредсказуемых результатов. Конечно, сложные движения тоже имеют место, но это, наоборот, говорит о том, что помимо названных выше позитивных сторон танца, еще обеспечено и физическое развитие тела – стройности, гибкости, гармоничности, подтянутости. Ну и калории однозначно задерживаться не будут.Обычно человек приходит на занятия танцами отдохнуть, расслабиться, но не может не увлечься. Решает какие-то психологические проблемы, освобождается от зажимов, перестает стесняться своего тела, у него повышается самооценка, он выплескивает всю накопившуюся энергию. Ведь каждая подавленная эмоция чувство, слепое следование правилам и нормам может иметь плачевные последствия.
Одним словом, мысли и движения становятся свободными в движении – чувственно, эффектно, эмоционально, пластично. В контемп огромную роль исполняет связь внутреннего состояния танцора с воплощением, отображением его в танце. Важны не столько техничность исполнения, хореографическая четкость, правильность, сколько почти мистическое соответствие человека с движениями, при помощи каких он доносит зрителю определенную информацию-послание. Еще одной особенностью, характеристикой, по которой контемп отличается от других направлений в танце, есть его внутренняя ориентация. В результате это отображается и на специфике движений, уникальностях постановок. Вот, к примеру, несмотря на визуальную легкость постановки, танцор исполняет все па, как будто преодолевая притяжения земли, и, таким образом, ставит акценты на нисходящей части в движении, а не наоборот. Контемп много чего позаимствовал из направлений в танце из западных традиций – и логичное построение рисунка постановки, и театральный дух. Но собрав в своей основе элементы джаз-модерна, хореографии в классическом понимании, и даже йоги, танец не ставит совершенно никаких границ для воображения и проявления креативности, протеста либо реформистских, эволюционных идей.